Регламент Совета района

УТВЕРЖДЕН

Решение совета

Грачевского муниципального района

Ставропольского края

от 2 марта 2005 года № 25-I

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СОВЕТА

ГРАЧЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

(с изменениями и дополнениями, внесенными решениями совета от 21.02.2006г. № 85-I, от 30.10.2007г. № 181-I, от 22.12.2010г. № 205-II)

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Настоящий Регламент в соответствии со статьей 23 Устава Грачевского муниципального района Ставропольского края устанавливает общий порядок внутренней организации деятельности совета Грачевского муниципального района Ставропольского края (далее - совет), включающий основные правила и процедуры подготовки и проведения заседаний совета, осуществления законодательного процесса, работы в совете ее депутатов, депутатских постоянных комиссий .

Общий порядок работы депутатов совета с избирателями, процедура обращений депутатов в органы государственной и муниципальной власти, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации, вопросы гарантий депутатской деятельности, материального обеспечения и обслуживания депутатов при работе с избирателями определяются Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Ставропольского края «О статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ставропольском крае».

Статья 2. Совет является постоянно действующим высшим представительным органом муниципальной власти Грачевского муниципального района Ставропольского края, осуществляющим свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, законами Российской Федерации и Ставропольского края, Уставом и правовыми актами Грачевского муниципального района.

Статья 3. Совет осуществляет свою деятельность на основе принципов:

коллективного и свободного обсуждения и решения вопросов;

гласности деятельности совета и открытости ее заседаний, других проводимых мероприятий;

законности;

разграничения компетенции совета и администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края при их тесном взаимодействии;

ответственности и подотчетности перед жителями Грачевского муниципального района.

Статья 4. Основным в деятельности совета является разработка, рассмотрение и принятие законодательных и иных правовых актов по вопросам, относящимся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, к компетенции представительных органов.

Статья 5. Совет имеет право законодательной инициативы в Думе Ставропольского края и реализует это право путем внесения проектов законов, предложения поправок к законопроектам, внесенным другими советами права законодательной инициативы в Думе Ставропольского края.

Статья 6. Совет является юридическим лицом, имеет гербовую печать, штампы, бланки со своим наименованием. Вопросы, связанные с реализацией обязанностей и прав совета как юридического лица, решаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Правовое, организационное, документальное, информационное, материально - техническое, социально - бытовое обеспечение деятельности совета, постоянных комиссий и депутатов совета, председателя совета и его заместителя осуществляет аппарат совета в соответствии с Положением об аппарате совета.

РАЗДЕЛ II. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО И ОРГАНЫ СОВЕТА

Глава 2. Председатель совета, заместитель председателя совета

Статья 8. Председатель совета избирается советом из числа депутатов совета на срок полномочий совета и исполняет свои обязанности, связанные с организацией работы совета, до избрания председателя совета нового созыва. Председатель совета муниципального района является главой муниципального района.

Статья 9. Избрание председателя совета осуществляется открытым или тайным голосованием на первом заседании.

Предложения по кандидатурам на должность председателя совета вносятся депутатами совета.

Все кандидаты на должность председателя совета, давшие согласие баллотироваться, вносятся в список для тайного или открытого голосования, который оглашается председательствующим, выступают на заседании совета и отвечают на вопросы депутатов.

Порядок обсуждения кандидатур устанавливается председательствующим с согласия большинства депутатов.

Обсуждение кандидатур прекращается после заслушивания мнений депутатов.

Статья 10. Кандидат на должность председателя совета считается избранным, если в результате тайного или открытого голосования он получил более половины голосов от общего числа депутатов, избранных в совет.

В случае, если на должность председателя совета было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не получила требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.

Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого количества голосов, проводятся повторные выборы председателя совета с новым выдвижением кандидатур.

Об избрании председателя совета принимается решение.

Статья 11. Председатель совета –глава муниципального района:

представляет муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального района;

созывает заседания совета, информирует депутатов и население о времени и месте их проведения, проектах повестки дня;

осуществляет руководство подготовкой заседаний совета и вопросов, вносимых на рассмотрение совета;

ведет заседания совета, ведает их внутренним распорядком в соответствии с Регламентом работы совета;

подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые советом муниципального района;

заключает контракт с главой администрации муниципального района;

издает в пределах своих полномочий правовые акты;

вправе требовать созыва внеочередного заседания совета муниципального района.

руководит работой аппарата совета;

пользуется правом найма и увольнения специалистов, вспомогательного и технического персонала аппарата совета;

налагает в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде дисциплинарные взыскания на работников аппарата совета, принимает решения о поощрении;

оказывает содействие депутатам совета в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;

принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе совета;

обеспечивает в соответствии с решениями совета организацию местных референдумов, обсуждение гражданами муниципального района проектов важнейших решений совета, организует в совете прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;

открывает и закрывает расчетные и текущие счета совета в банке, является распорядителем по этим счетам;

от имени совета подписывает исковые заявления, направляемые в суд или арбитражный суд, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

решает иные вопросы, которые могут быть ему поручены советом или возложены на него законодательством Российской Федерации и Ставропольского края.

По вопросам организации деятельности совета председатель издает постановления и распоряжения.

Председатель совета – глава муниципального района подотчетен совету и как депутат совета - своим избирателям.

Статья 12. Полномочия председателя совета - главы муниципального района могут быть прекращены досрочно в случаях:

смерти;

отставки по собственному желанию;

отрешения от должности в соответствии с Федеральным законом;

признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

отзыва избирателями;

установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального района;

досрочного прекращения полномочий совета муниципального района.

Статья 13. Добровольное сложение председателем совета своих полномочий удовлетворяется советом на основании его письменного заявления.

В случае непринятия советом решения по данному вопросу председатель совета вправе сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после подачи заявления.

Решение совета о досрочном прекращении полномочий и освобождении председателя совета от занимаемой должности в связи с добровольным сложением полномочий, а также выездом его на постоянное место жительства за пределы Ставропольского края принимается на заседании совета открытым голосованием простым большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании совета.

Статья 14. Отзыв председателя совета в связи с невозможностью выполнения им своих обязанностей может быть возбужден по инициативе не менее одной трети депутатов совета не позднее чем за две недели до заседания совета, на которое предполагается внести этот вопрос. Инициатива об отзыве должна быть мотивирована соответствующими доводами о невозможности дальнейшего исполнения председателем совета своих полномочий.

При рассмотрении вопроса об отзыве председателя совета ему в обязательном порядке предоставляется слово для выступления.

Решение об отзыве председателя принимается открытым голосованием квалифицированным (2/3) большинством голосов от общего числа депутатов совета.

Статья 15. Совет избирает из числа депутатов совета на срок его полномочий заместителя председателя совета.

Статья 16. Избрание заместителя председателя совета осуществляются открытым голосованием на заседании совета.

Кандидатура заместителя председателя совета предлагается председателем совета.

Заместитель председателя совета считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, присутствующих на заседании совета.

В случае, если кандидатура на должность заместителя председателя совета не получила поддержки большинства депутатов совета, председатель совета предлагает другую кандидатуру, по которой проводится новое обсуждение и голосование.

Статья 17. Заместитель председателя совета осуществляет функции в соответствии с поручениями председателя совета и должностными обязанностями, а в случае отсутствия председателя совета или невозможности выполнения им своих обязанностей исполняет обязанности председателя совета.

Статья 18. Полномочия заместителя председателя совета могут быть прекращены досрочно по основаниям и в порядке, которые предусмотрены при досрочном прекращении полномочий председателя совета, со следующими особенностями:

вопрос об отзыве заместителя председателя совета в связи с невозможностью выполнения им своих обязанностей возбуждается председателем совета;

постановление об отзыве заместителя председателя совета принимается большинством голосов от общего числа депутатов совета, присутствующих на заседании.

Глава 3. Комиссии совета

Статья 19. Совет избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комиссии.

Постоянные комиссии совета:

осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, относящихся к ведению совета, проводят депутатские слушания;

осуществляют контрольные функции в рамках своих полномочий;

дают заключения и предложения по вопросам финансирования по направлениям, относящимся к сфере их ведения;

решают вопросы организации своей деятельности;

рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению совета и переданные им на рассмотрение своих постоянных комиссий.

Статья 19.1.Совет Грачевского муниципального района Ставропольского края имеет право образовывать на срок своих полномочий добровольные депутатские объединения на основе свободного волеизъявления депутатов – фракции совета Грачевского муниципального района Ставропольского края (далее – Фракции). Фракции совета создаются по политическому принципу.

Фракции - осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение проектов решений и вносят их на рассмотрение совета, согласно Регламенту совета;

- решают вопросы организации своей деятельности;

- информируют совет о своей деятельности, принятых позициях и решениях;

- работают во взаимодействии с постоянными комиссиями совета;

- участвуют в рассмотрении иных вопросов, относящихся к их ведению.

Порядок формирования, полномочия организации работы Фракций определяются Положением о фракциях совета Грачевского муниципального района Ставропольского края

Статья 20. Группа депутатов, составляющих постоянную комиссию, имеет право законодательной инициативы в совете.

Статья 21. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы постоянных комиссий совета определяются Положением о постоянных комиссиях совета, утверждаемым советом и в соответствии с которым каждая постоянная комиссия утверждает собственное положение.

В случае необходимости постоянные комиссии могут преобразовываться, упраздняться, реорганизовываться или создаваться по новым направлениям деятельности.

Статья 22. Избрание постоянных комиссий совета производится открытым голосованием в целом по составу постоянной комиссии или отдельно по каждой кандидатуре.

Председатели и заместители председателей постоянных комиссий избираются из состава постоянных комиссий открытым голосованием.

Статья 23. Каждый депутат совета, за исключением председателя совета и его заместителя , обязан состоять в одной из постоянных комиссий совета. Кроме случаев, когда заместитель председателя совета избирается председателем постоянной комиссии.

Депутат совета может быть членом не более двух ее комиссий.

Депутат, не являющийся членом постоянной комиссии, может участвовать в их работе с правом совещательного голоса.

Статья 24. Для подготовки рассматриваемых вопросов постоянные комиссии совета могут привлекать к своей работе представителей государственных и негосударственных, общественных органов и организаций, органов местного самоуправления, специалистов и ученых, не являющихся депутатами совета, на общественной основе.

Статья 25. Постоянные комиссии совета вправе запрашивать необходимые материалы и документы для их деятельности, а также приглашать на свои заседания должностных лиц государственных и негосударственных органов и организаций. Государственные и общественные органы, организации, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны в десятидневный срок представлять комиссиям совета запрашиваемые материалы и документы.

Статья 26. Совет может по любым вопросам своей деятельности образовывать временные комиссии.

Задачи, объем и срок полномочий временных комиссий определяются советом при их образовании.

Временные комиссии избираются из числа депутатов совета в составе председателя и членов комиссии открытым голосованием.

Статья 27. По результатам деятельности временная комиссия представляет совету доклад по существу вопроса, в связи с которым она была создана. Члены комиссии, имеющие особое мнение, вправе огласить его на заседании совета. По докладу временной комиссии совет может принять решение.

Временная комиссия прекращает свою деятельность после выполнения возложенных на нее задач или досрочно по решению совета.

Статья 28. Совет может помимо постоянных и временных комиссий образовывать иные рабочие органы, определив при их образовании цель создания рабочего органа, задачи, объем и срок полномочий.

Статья 29. Депутат совета имеет право ставить вопрос о доверии составу сформированных постоянных комиссий совета и иных рабочих органов. Предложение о выражении недоверия должно быть мотивировано.

По мотивам предложения о недоверии вправе выступить председатель постоянной комиссии или иного рабочего органа, в отношении которых поставлен вопрос о недоверии.

Совет принимает по данному вопросу решение.

Глава 4. Ревизионная комиссия совета

Статья 30. В целях обеспечения полномочий совета по контролю за исполнением бюджета муниципального района, эффективным и целевым использованием внебюджетных средств совет образует ревизионную комиссию.

Ревизионная комиссия действует на правах комиссии совета, состоит из председателя и членов.

Статья 31. Председатель и члены ревизионной комиссии избираются советом из числа депутатов совета. Избрание председателя ревизионной комиссии осуществляется открытым голосованием.

Статья 32. Ревизионная комиссия совета осуществляет оперативный контроль за полнотой и своевременностью поступления денежных средств, фактическим расходованием бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными показателями бюджета муниципального района, проводит их анализ, выявляет отклонения и нарушения, вносит предложения по их устранению.

Статья 33. По результатам оперативного контроля ревизионная комиссия совета ежеквартально представляет информацию совету о ходе исполнения бюджета муниципального района, в которой приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с законодательно утвержденными показателями за истекший период, квартал.

Статья 34. Ревизионная комиссия муниципального района вправе осуществлять проверки в органах муниципальной власти, ведомствах, учреждениях и организациях, предприятиях вне зависимости от видов и форм собственности, финансируемых из средств бюджета, включая проверки расходования средств на содержание органов муниципальной власти Грачевского муниципального района, а также средств от продажи и использования муниципальной собственности.

Результаты проверки или обследования доводятся до сведения депутатов совета и руководителя соответствующего муниципального органа, предприятия, учреждения или организации, а также других заинтересованных лиц для принятия соответствующих мер.

Статья 35. Ревизионная комиссия строит свою работу на основе годовых и текущих планов, утверждаемых председателем совета .

Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании поручений председателя совета и по усмотрению председателя ревизионной комиссии совета.

Статья 36. Конкретные задачи, функции, полномочия и общий порядок деятельности ревизионной комиссии устанавливаются специальным нормативным правовым актом.

РАЗДЕЛ III. ОБЩИЙ ПОРЯДОК РАБОТЫ СОВЕТА

Глава 5. Начало работы совета.

Порядок проведения заседаний совета

Статья 37. Совет нового созыва собирается на первое заседание не позднее чем через 30 дней после дня выборов, в результате которых в совет избрано не менее двух третей депутатов от числа, установленного для совета.

Статья 38. Первое заседание совета открывает председатель территориальной избирательной комиссии Грачевского района. Далее, до избрания председателя совета, заседание ведет старший по возрасту депутат совета.

Статья 39. Основной задачей первого заседания является самоорганизация совета.

На первом заседании совета депутаты проводят выборы председателя совета и его заместителя в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.

На первом заседании совет открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов совета также избирает:

секретариат заседания совета;

счетную комиссию совета.

На первом заседании совета могут быть сформированы постоянные комиссии, другие органы совета.

Статья 40. Очередные заседания совета созываются председателем совета не реже одного раза в три месяца. Примерные сроки их проведения и вопросы, вносимые на рассмотрение, определяются перспективными и текущими планами работы совета и его органов.

Постоянные комиссии, депутаты совета, глава муниципального района, глава администрации муниципального района заблаговременно, но не позднее чем за десять рабочих дней до заседания совета, вносят по вопросам ведения предложения, проекты решений, другие документы. При этом проекты нормативных и иных правовых актов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств, а также других, предусматривающих расходы, покрываемые за счет бюджетных источников, могут вноситься только по представлению или при наличии заключения главы администрации Грачевского муниципального района.

На основании поступивших предложений председатель совета издает распоряжение о созыве заседания совета, сроках и месте проведения, вопросах, вносимых на рассмотрение, об утверждении организационно - технических мероприятий по обеспечению его проведения.

Данное распоряжение доводится до сведения главы администрации Грачевского муниципального района , депутатов и населения не позднее чем за пять дней до заседания совета. В эти же сроки депутатам направляются проекты решений, нормативно-правовые акты, обоснования к ним и другие документы по вопросам, вносимым на рассмотрение совета.

Статья 41. Внеочередные заседания совета созываются по инициативе не менее одной трети от числа депутатов, избранных в совет, а также председателя совета или главы администрации Грачевского муниципального района .

Предложение о созыве внеочередного заседания совета направляется председателю совета в письменном виде с указанием причин созыва внеочередного заседания совета, обоснованием необходимости рассмотрения вопросов на заседании совета.

Распоряжение председателя совета о созыве внеочередного заседания совета издается в течение пяти дней со времени поступления предложения о созыве внеочередного заседания совета и доводится до сведения депутатов совета и населения не позднее чем за 5 дней до его проведения.

Дата созыва внеочередного заседания совета назначается председателем совета, исходя из внесенного предложения, содержания вопроса, его подготовленности и может быть установлена не более чем на неделю позже и не ранее предлагаемого инициаторами срока. По вопросам, не терпящим отлагательства (объявление чрезвычайного положения и другим), заседания совета назначаются немедленно.

Статья 42. Заседание совета правомочно, если на нем присутствует не менее 50% от общего числа депутатов совета.

Депутаты совета обязаны присутствовать на заседании совета. О невозможности присутствовать на заседании совета по уважительной причине депутат совета заблаговременно информирует председателя совета.

Если на заседании совета присутствует менее 50% от общего числа депутатов совета, то повторно созываемое заседание также неправомочно.

Для определения правомочности заседания совета перед началом заседания, а при необходимости и после перерывов, проводится регистрация депутатов. Перед голосованием может быть проведена дополнительная регистрация.

Статья 43. Заседания совета проводятся открыто, гласно и подлежат широкому освещению в средствах массовой информации.

На заседания совета председателем совета приглашаются представители государственных и муниципальных органов, общественных объединений, научных учреждений, представители средств массовой информации, а также независимые эксперты, ученые и специалисты, дающие необходимые заключения по рассматриваемым вопросам. Указанные лица могут быть приглашены на заседание и по письменному ходатайству депутата, подаваемому председателю совета.

В случае отказа председателя совета от удовлетворения ходатайства вопрос может быть рассмотрен по инициативе депутата на заседании совета перед началом его работы, как "организационный".

В особых случаях по решению совета, принятому большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов, в целом или по отдельным вопросам повестки дня могут проводиться закрытые заседания.

Глава администрации Грачевского муниципального района, председатель Грачевского районного суда, прокурор района или специально уполномоченные ими должностные лица имеют право присутствовать как на открытых, так и на закрытых заседаниях совета. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях совета только по специальному приглашению.

Для лиц, приглашенных на заседание совета, отводятся специальные места в зале заседания совета.

Статья 44. Председательствующий на заседании совета открывает и закрывает заседание, объявляет очередных докладчиков и выступающих, обеспечивает соблюдение настоящего Регламента, ставит на голосование проекты решений, зачитывает предложения депутатов по рассматриваемым на заседании вопросам, отвечает на вопросы, заявления и предложения, поступившие в его адрес, дает справки, обеспечивает порядок в зале заседаний, подписывает протокол заседания и принятые на заседании решения, ставит на голосование вопросы, предложенные депутатами для голосования.

Во время заседаний председательствующий не вправе комментировать выступления депутатов по существу обсуждаемых вопросов.

Статья 45. На каждом заседании совета утверждается повестка дня заседания. За основу повестки дня заседания совета принимаются вопросы, указанные в распоряжении председателя совета о созыве данного заседания совета. Мнение и предложения по вопросам повестки дня могут высказываться депутатами совета как в устном, так и в письменном виде.

Предложения, поступившие в письменном виде, оглашаются председательствующим в порядке их поступления.

Вопрос о включении поступивших предложений в повестку дня решается открытым голосованием по каждому предложению большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании совета.

Решения совета по повестке дня, внесению в нее дополнений и изменений, а также по очередности и продолжительности обсуждения вопросов фиксируются в стенограмме заседания совета.

Статья 46. Обязательному и первоочередному рассмотрению на заседании совета подлежат:

послания и обращения главы администрации Грачевского муниципального района, а также проекты документов, внесенные им для безотлагательного рассмотрения;

представления, протесты и обращения прокурора Грачевского района по принятым советом правовым актам;

предложения о внесении изменений и дополнений в Регламент работы совета.

Иные вопросы могут рассматриваться в первоочередном порядке по усмотрению депутатов совета.

Статья 47. Время для докладов на заседаниях совета предоставляется в пределах 20 минут, для содокладов - до 10 минут, выступающим в прениях - до 7 минут, для повторных выступлений в прениях и при обсуждении кандидатур - до 5 минут.

Для выступлений по порядку ведения заседания, по мотивам голосования, для справок и вопросов - до 3 минут.

Общее время для вопросов или ответов на вопросы устанавливается с согласия большинства от присутствующих на заседании депутатов.

Перерывы объявляются через каждые полтора часа заседания на 20 минут, обеденный - до одного часа.

Статья 48. На заседаниях совета депутаты свободно участвуют в прениях, вносят предложения и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагают кандидатуры и высказывают свое мнение по кандидатурам должностных лиц, избираемых или утверждаемых советом, задают вопросы, дают справки, а также пользуются иными правами в соответствии со статусом депутата совета, установленным законом.

Статья 49. На заседаниях совета депутат может выступать в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз.

Статья 50. Выступающий в совете не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц, призывать к незаконным действиям, использовать ложную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес.

Статья 51. Никто не вправе выступать на заседании совета без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается слова без предупреждения.

Если выступающий превысил отведенное ему для выступления время, председательствующий прерывает его и выясняет, сколько времени выступающему нужно для продолжения выступления, которое продлевается с согласия большинства депутатов, присутствующих на заседании совета.

Депутаты, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступлений к стенограмме заседания совета .

На заседании совета могут выступать граждане, не являющиеся депутатами совета. Предложение о предоставлении им слова ставится на голосование. Оно считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, участвующих в заседании совета.

Статья 52. На каждом заседании совета из числа ее депутатов избирается секретариат заседания. Количественный и персональный состав секретариата предлагается председательствующим на заседании совета.

Секретариат заседания совета регистрирует желающих выступить, вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы, поступающие от депутатов, организует ведение стенограммы и протокола заседания совета, обеспечивает депутатов совета, ее рабочие органы необходимыми документами и материалами, организует работу по рассмотрению обращений граждан в адрес заседания совета, по мере необходимости информирует депутатов совета о своей работе.

Секретариат заседания совета представляет председательствующему поступившие от депутатов предложения, а также сведения о записавшихся для выступления в прениях и о других инициативах депутатов.

По решению депутатов совета на секретариат заседания может быть возложено выполнение функций счетной комиссии.

На основании стенограммы заседания секретариат составляет протокол заседания совета, который подписывают председатель совета и руководитель секретариата заседания совета.

Глава 6. Совещания депутатов совета

Статья 53. Совещания депутатов совета проводятся в целях предварительного обсуждения вопросов, предполагаемых для внесения в повестку дня очередных заседаний совета.

Статья 54. Совещание депутатов созывается председателем совета, как правило, за неделю до очередного заседания совета. О дате, времени и месте проведения совещания депутаты совета могут извещаться как письменно, так и устно.

Статья 55. Совещания депутатов носят рабочий характер, в связи с чем присутствовать на них имеют право только депутаты совета и специально приглашенные лица. В исключительных случаях совещания депутатов могут быть закрытыми, равно как закрытым может быть обсуждение только отдельных вопросов.

Список лиц, приглашаемых на совещание депутатов, определяется председателем совета.

Статья 56. Вопросы, вносимые на каждое совещания депутатов, и порядок проведения совещания определяются председателем совета, который председательствует на совещании депутатов или в свое отсутствие и отсутствие заместителя председателя совета поручает председательствовать одному из депутатов совета.

Статья 57. Ход депутатского совещания протоколируется.

Глава 7. Общий порядок голосования и принятия решений

Статья 58. Решения совета издаются в форме решений, а по процедурным вопросам фиксируются в стенограмме заседания совета.

К процедурным относятся следующие вопросы:

об открытии заседания;

об утверждении повестки дня заседания;

о включении дополнительного вопроса в повестку дня после ее утверждения;

о перерыве в заседании, переносе или закрытии заседания;

о предоставлении дополнительного времени для выступления;

о предоставлении слова приглашенным на заседание;

о переносе или прекращении прений по вопросу повестки дня заседания;

о переходе (возвращении) к вопросам повестки дня заседания;

о передаче вопроса на рассмотрение соответствующей комиссии совета;

о голосовании без обсуждения;

о проведении закрытого заседания;

об изменении способа проведения голосования;

об изменении очередности выступлений;

о проведении дополнительной регистрации;

о пересчете голосов;

о направлении депутатского запроса и об установлении срока получения ответа на него;

о направлении для рассмотрения замечаний и предложений, высказанных депутатами при обсуждении вопроса повестки дня;

другие вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Регламентом к процедурным.

Статья 59. Решение совета принимается большинством голосов от числа участвующих в заседании депутатов совета, если иное не предусмотрено законодательством и настоящим Регламентом.

Решение по процедурным вопросам принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен настоящим Регламентом.

Статья 60. При голосовании по каждому вопросу депутат имеет один голос, подавая его "за" или "против" принятия решения либо воздерживаясь от принятия решения.

Депутат лично осуществляет свое право на голосование.

Депутат, отсутствовавший во время голосования, не вправе подать свой голос по истечении времени, отведенного для голосования.

Статья 61. При выдвижении нескольких кандидатур для избрания (назначения) на одну должность или предложении более двух вариантов решения рассматриваемого советом вопроса голосование может быть по решению совета проведено в два тура.

В первом туре может допускаться голосование каждого депутата совета за любое количество выдвинутых кандидатур или предложенных вариантов решения рассматриваемого совета вопроса.

Второй тур голосования проводится по двум кандидатурам или двум вариантам решения, получившим наибольшее число голосов в первом туре. По итогам второго тура считается избранным тот кандидат или принятым тот вариант решения, которые получили наибольшее число голосов, но не менее числа голосов депутатов, установленного для принятия соответствующего решения.

Если во втором туре голосования ни один из вариантов решения не набрал требуемого числа голосов, то данный вопрос снимается с рассмотрения.

Статья 62. Решения совета принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.

Статья 63. При открытом голосовании перед его началом председательствующий сообщает о количестве предложений, которые ставятся на голосование, уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование, напоминает, каким большинством голосов (от общего числа депутатов совета, от числа депутатов совета, принявших участие в голосовании, другим установленным большинством голосов) может быть принято решение.

После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прервать голосование, кроме как для заявлений по порядку ведения заседания.

По окончании подсчета голосов председательствующий объявляет, какое решение принято ("за", положительное, или "против", отрицательное).

Если при принятии решения советом количество голосов «за» и «против» окажется равным, голос главы муниципального района на заседании является решающим.

При отсутствии кворума, необходимого для проведения голосования, председательствующий переносит голосование на следующее заседание совета.

Если при определении результатов голосования выявятся процедурные ошибки при голосовании, то по решению совета должно быть проведено повторное голосование, в противном случае голосование является недействительным.

Подсчет голосов при открытом голосовании могут осуществлять председательствующий на заседании совета или секретариат заседания совета, либо счетная комиссия, избираемая из числа депутатов совета.

Статья 64. По решению совета, принимаемому большинством голосов от числа депутатов совета, принявших участие в голосовании, открытое голосование может проводиться путем опроса депутатов с указанием их решения при голосовании в подписном листе. Опрос и подведение итогов голосования поручаются секретариату или специально избираемой счетной комиссии.

Депутат совета вправе затребовать для ознакомления подписные листы с решениями других депутатов совета.

Статья 65. В случаях, требующих безотлагательного решения совета, а также не вызывающих особой необходимости коллегиального обсуждения вопроса, решения совета могут приниматься путем опроса без созыва заседания совета.

В таких случаях опрос может проводиться заочно (с пересылкой текста проекта решения и подписного листа почтовой или электронной связью либо нарочным), а также по телефону с обязательным последующим подтверждением в подписном листе каждым депутатом своего мнения по предложенному к принятию проекту решения совета.

Голоса "за" и "против" проекта считаются одновременно выражением согласия депутатов на его рассмотрение в таком порядке. При большинстве воздержавшихся проект документа считается не принятым к рассмотрению путем опроса.

Решение в предусмотренном настоящей статьей порядке считается принятым, если за него проголосовало не менее чем 2/3 депутатов совета, и подлежит подтверждению на очередном заседании совета.

Положения настоящей статьи не распространяются на решения совета, которые согласно законодательству и настоящему Регламенту должны приниматься квалифицированным большинством голосов либо тайным голосованием.

Статья 66. Тайное голосование проводится по решению совета, принимаемому большинством голосов от числа депутатов совета, принявших участие в голосовании.

Для проведения тайного голосования и определения его результатов совета избирает открытым голосованием счетную комиссию. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря счетной комиссии. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов ее членов.

Бюллетени для тайного голосования изготавливаются по форме, утвержденной решением совета в количестве, соответствующем числу депутатов совета и содержат необходимую информацию. Оставшиеся у счетной комиссии бюллетени после завершения их выдачи уничтожаются председателем счетной комиссии в присутствии её членов. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией в соответствии с настоящим Регламентом и объявляются председателем счетной комиссии.

Статья 67. Каждому депутату совета выдается один бюллетень по выборам избираемого органа или лица либо по проекту решения, рассматриваемому на заседании совета.

Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам совета счетной комиссией в соответствии со списком депутатов совета. При получении бюллетеня депутат совета расписывается против своей фамилии в указанном списке.

Бюллетень для тайного голосования опускается в специальный ящик, опечатанный счетной комиссией.

Счетная комиссия обязана создать условия депутатам для тайной подачи голосов.

Недействительными при подсчете голосов депутатов считаются бюллетени неустановленной формы, а также бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление депутатов. Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются.

О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами. Доклад счетной комиссии о результатах тайного голосования совет принимает к сведению.

На основании принятого советом к сведению доклада счетной комиссии о результатах тайного голосования председательствующий объявляет, какое решение принято ("за", положительное, или "против", отрицательное), а при выборах называет избранные кандидатуры. Результаты тайного голосования оформляются решением совета.

Статья 68. Поименное голосование проводится по решению совета, принимаемому не менее чем одной третью голосов от общего числа депутатов совета, принявших участие в голосовании.

Поименное голосование проводится с использованием именных бюллетеней.

Для определения результатов поименного голосования совета избирает счетную комиссию или поручает подсчет голосов секретариату заседания совета.

РАЗДЕЛ IV.НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ПРОЦЕДУРА

Глава 8. Внесение муниципальных правовых актов и их подготовка

к рассмотрению на заседании совета

Статья 69. Право внесения проектов муниципальных правовых актов в совет принадлежит ее депутатам и их депутатским формированиям, главе администрации Грачевского муниципального района, органам местного самоуправления.

Проекты муниципальных правовых актов, исходящие от муниципальных, и общественных органов, не обладающих правом нормативно-правовой инициативы, или от граждан, могут быть внесены в совет через соответствующие субъекты нормативно-правовой инициативы.

К проекту правового акта, вносимому в совет в порядке законодательной инициативы, должна прилагаться пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости его принятия, указание на соответствие основных положений проекта акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Уставу (Основному Закону) Ставропольского края, Уставу Грачевского муниципального района .

При несоответствии проекта правового акта указанным в настоящей статье требованиям он может быть возвращен субъекту законодательной инициативы.

Статья 70. Проект правового акта, внесенный в совет, направляется председателем совета в соответствующую постоянную комиссию совета, которая назначается ответственной за подготовку проекта. При этом устанавливается срок для подготовки проекта к рассмотрению на заседании совета.

Статья 71. Постоянная комиссия, ответственная за подготовку проекта правового акта к рассмотрению на заседании совета, обсуждает проект на своем заседании и дает мотивированное заключение с одной из следующих рекомендаций совету:

рассмотреть проект и принять его в первом чтении;

рассмотреть проект и принять правовой акт в предложенной редакции без изменений и дополнений или с отдельными изменениями и дополнениями;

рассмотреть проект и отклонить его;

отказать в рассмотрении проекта.

Депутаты совета, не участвующие в заседании постоянной комиссии, вправе вносить свои замечания и предложения, которые должны быть рассмотрены и учтены постоянной комиссией при подготовке заключения по обсуждаемому законопроекту.

Статья 72. Председатель совета с учетом заключения постоянной комиссии, ответственной за подготовку проекта, вносит проект правового акта в план рассмотрения вопросов на одно из очередных заседаний совета . Одновременно проект правового акта вместе с необходимыми материалами направляется в постоянные комиссии совета, главе администрации Грачевского муниципального района, прокурору района для дачи ими своих заключений, внесения замечаний и предложений. Проекты правовых актов, затрагивающие интересы местного самоуправления, общественных объединений, направляются также их органам.

Глава 9. Рассмотрение проектов правовых актов

Статья 73. При наличии отрицательного заключения постоянной комиссии, ответственного за подготовку проекта правового акта, с рекомендацией отказать в рассмотрении проекта, совет может принять решение, соответствующее рекомендации постоянной комиссии, если за такое решение подано более половины голосов от общего числа голосов депутатов.

Статья 74. Рассмотрение проектов правовых актов, внесенных в совет, осуществляется в двух чтениях, если советом применительно к конкретному проекту правового акта не будет принято иное решение.

При рассмотрении советом проекта правового акта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции проекта правового акта, определяется соответствие его федеральному и краевому законодательству.

При рассмотрении проекта правового акта во втором чтении рассматриваются поправки к проекту, принятому советом в первом чтении и направленному для дальнейшей работы над ним.

Статья 75. Обсуждение проекта правового акта в первом чтении начинается с доклада представителя субъекта законодательной инициативы и содоклада постоянной комиссии, ответственного за подготовку проекта правового акта.

Если разработка проекта правового акта осуществлялась несколькими постоянными комиссиями совета и они представили различные его концепции, то заслушиваются также доклады тех постоянных комиссий совета, которые не согласны с концепцией ответственного постоянной комиссии совета.

Рассмотрение проекта правового акта, внесенного главой администрации Грачевского муниципального района, органами местного самоуправления, начинается с обоснования их представителями необходимости проекта правового акта и заканчивается их заключительным словом с анализом высказанных в ходе обсуждения проекта правового акта предложений и замечаний.

При рассмотрении проекта правового акта заслушиваются предложения и замечания депутатов совета, представителя главы администрации Грачевского муниципального района, органов местного самоуправления, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

При рассмотрении проектов правового акта, предусматривающих расходы, покрываемые за счет местного бюджета, в обязательном порядке заслушивается заключение администрации Грачевского муниципального района .

Статья 76. По результатам обсуждения проекта правового акта в первом чтении совет может решить:

отклонить проект правового акта;

принять проект правового акта в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний, установив сроки подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение на одно из очередных заседаний совета;

принять правовой акт в целом.

Статья 77. Проект правового акта, рассмотренный в первом чтении, считается отклоненным, если против него высказались и проголосовали более половины депутатов совета, принявших участие в голосовании. В этом случае совет принимает решение, в котором устанавливает порядок и сроки доработки проекта правового акта или признает принципиально невозможным продолжать работу над ним.

Проект правового акта, принятый советом в первом чтении, и соответствующее решение совета в течение семи дней направляются для сведения главе администрации муниципального района.

Совет может принять решение о внесении проекта правового акта, принятого в первом чтении, на обсуждение населения муниципального района.

Статья 78. При принятии проекта правового акта в первом чтении совет устанавливает срок подачи поправок к проекту правового акта и внесения его на второе чтение.

Поправки к проекту правового акта, принятому в первом чтении и направленному для подготовки ко второму чтению, вносятся в соответствующую постоянную комиссию в виде текста изменений или дополнений в конкретные статьи проекта правового акта либо предложений об исключении конкретных пунктов, частей или статей проекта правового акта. Поправки к проекту правового акта могут вносить субъекты права нормативно-правовой инициативы, предусмотренные Уставом Грачевского муниципального района.

Постоянная комиссия совета, ответственная за доработку проекта правового акта, изучает и обобщает поправки, группирует их по статьям, рассматривает их на своем заседании и принимает решение о включении поправок в текст проекта правового акта или о внесении в совет рекомендации об отклонении поправок. Лица, внесшие поправки, вправе уточнять их в ходе обсуждения в постоянной комиссии.

Подготовленный ко второму чтению проект правового акта вместе с таблицами одобренных поправок и поправок, рекомендованных к отклонению, представляется председателю совета. Председатель совета принимает решение о включении проекта правового акта в проект повестки дня одного из очередных заседаний совета и направляет его текст вместе с таблицами поправок депутатам совета и субъекту права нормативно-правовой инициативы, внесшему данный проект, не позднее чем за 5 дней до заседания совета.

Статья 79. При рассмотрении проекта правового акта во втором чтении с докладом выступает председатель постоянной комиссии совета, ответственного за подготовку проекта правового акта ко второму чтению.

После доклада обсуждаются одобренные постоянной комиссией совета поправки. При отсутствии возражений против этих поправок либо если они сняты в ходе обсуждения председательствующий на заседании ставит на голосование вопрос о принятии проекта правового акта за основу.

В случае, если проект правового акта за основу не принят, на голосование ставится вопрос о продолжении обсуждения или его отклонении. Если совет не принимает решения ни о продолжении обсуждения, ни об отклонении проекта правового акта, данный вопрос снимается с повестки дня заседания и проект правового акта возвращается ответственному за его подготовку постоянной комиссии совета для доработки и повторного внесения на второе чтение в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Регламента.

Если принято решение о продолжении обсуждения проекта правового акта, совет переходит к рассмотрению поправок, включенных постоянной комиссией совета в текст проекта правового акта, но по которым имеются возражения, не снятые в ходе первоначального обсуждения. После голосования по каждой такой поправке совет рассматривает проект правового акта в том же порядке, как если бы он был принят за основу.

Если проект правового акта принимается за основу, председательствующий ставит на голосование вопрос либо об утверждении рекомендаций постоянной комиссии совета по поводу отклоненных поправок, либо о рассмотрении каждой отклоненной поправки отдельно.

При утверждении советом рекомендаций об отклонении поправок на голосование ставится вопрос о принятии правового акта в целом.

При непринятии рекомендаций совет рассматривает и председательствующий ставит на голосование каждую поправку отдельно в последовательности, соответствующей номеру поправки в таблице. При этом принятие к обсуждению дополнительных поправок, не рассмотренных ответственной постоянной комиссией совета, допускается лишь с согласия большинства депутатов, участвующих в заседании совета.

После принятия решений по всем отклоненным поправкам проводится голосование о принятии правового акта в целом.

Статья 80. По результатам обсуждения соответствующего проекта правового акта в первом чтении он может быть рассмотрен на том же заседании совета с принятием правового акта в целом без направления для подготовки ко второму чтению, если против этого не будет возражений депутатских объединений, отдельных депутатов, постоянных комиссий совета, а также главы администрации Грачевского муниципального района или его представителя. В данном случае на голосование ставится вопрос о принятии проекта правового акта за основу для дальнейшего обсуждения по его существу.

После принятия правового акта проекта за основу председательствующий ставит на голосование вопрос о порядке дальнейшего обсуждения проекта правового акта, внесения и рассмотрения поправок к нему, который может предусматривать:

рассмотрение и принятие поправок по всему тексту проекта правового акта с последующим голосованием за принятие правового акта в целом с учетом внесенных поправок;

рассмотрение и принятие поправок по разделам или главам проекта правового акта с последующим голосованием за принятие каждого раздела, главы и правового акта в целом;

постатейное обсуждение с внесением поправок в статьи и последующим постатейным голосованием, равно как голосованием за принятие каждого раздела (главы) и правового акта в целом.

Поправки к принятому за основу проекту правового акта вправе предлагать депутаты совета, а также другие присутствующие на заседании совета субъекты права законодательной инициативы или их представители. К рассмотрению принимаются только те поправки, которые имеют формулировки, позволяющие включить их в текст проекта правового акта. При необходимости председательствующий может поставить вопрос о принятии поправки для рассмотрения только при условии изложения ее в письменном виде. Поправки рассматриваются и ставятся на голосование в порядке их поступления.

Статья 81. Решения совета о принятии или отклонении поправок к проекту правового акта, о принятии поправок к рассмотрению, о принятии проекта правового акта за основу, о продолжении или прекращении обсуждения проекта правового акта и другие решения, не являющиеся итоговыми по результатам рассмотрения проекта правового акта, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины депутатов совета, принявших участие в голосовании.

Статья, раздел или глава правового акта при постатейном обсуждении и обсуждении по разделам и главам считается принятой, если за них проголосовало более половины депутатов совета, принявших участие в голосовании, а в случаях, когда для принятия закона требуется квалифицированное большинство голосов, - большинством голосов от общего числа депутатов совета.

Решения по вопросам, указанным в настоящей статье, фиксируются в протоколе заседания .

Статья 82. Проект правового акта считается принятым в первом чтении, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, присутствующих на заседании совета.

Правовой акт считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, присутствующих на заседании совета, за исключением случаев, когда законодательством требуется квалифицированное большинство голосов.

Решение о принятии проекта правового акта в первом чтении или о принятии правового акта оформляется постановлением совета, формулировка которого также ставится на голосование.

Статья 83. Положения настоящей главы могут применяться при рассмотрении и принятии советом иных нормативных правовых актов.

РАЗДЕЛ V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 10. Контроль за соблюдением настоящего

Регламента и последствия его нарушения

Статья 84. Контроль за соблюдением настоящего Регламента возлагается на председателя совета, а также на секретариат заседаний совета, который представляет совету и председательствующему на заседаниях предложения по соблюдению и обеспечению Регламента.

Статья 85. Настоящий Регламент является нормативным правовым актом, невыполнение требований которого влечет недействительность соответствующих действий и решений, если они нарушают или приводят к нарушению указанных в статье 3 настоящего Регламента принципов или ущемлению законных прав депутатов совета.

Глава 11. Внесение изменений и дополнений в настоящий Регламент

Статья 86. Изменения и дополнения, имеющие принципиальный характер, вносятся в настоящий Регламент по решению совета, принятому 2/3 голосов от общего числа голосов депутатов совета, а иные изменения и дополнения - большинством голосов от общего числа голосов депутатов совета.

Статья 87. Решение совета о внесении изменений или дополнений в настоящий Регламент оформляется решением совета и вступает в силу с момента его принятия.

Статья 88. В случае принятия советом нормативно-правового акта, устанавливающего иные, чем в настоящем Регламенте, нормы и правила, применению подлежат нормы и правила нормативно-правового акта независимо от того, будут ли внесены соответствующие изменения в настоящий Регламент.