Памятка о противодействии коррупции что такое коррупция?

info 4Официальное толкование коррупции согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дается следующим образом:

Коррупция:

  • злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  • совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;

(Статья 1 пункт 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

ВИДЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

К преступлениям, обладающим признаками коррупции, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25.12.2008№273-ФЗ«О противодействии коррупции» относятся следующие умышленные деяния, совершенные как в пределах, так и за пределами юрисдикции Российской Федерации:

  • подкуп должностного лица - обещание, предложение, предоставление

должностному лицу, принятие должностным лицом лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица, иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

  • хищение - неправомерное присвоение или иное нецелевое использование

должностным лицом в целях извлечения выгоды для себя самого или другого физического или юридического лица какого-либо государственного, общественного, частного имущества, находящегося в ведении этого должностного лица в силу его полномочий;

  • злоупотреблениевлиянием в корыстных целях - обещание, предложение,предоставление должностному лицу или любому другому лицу, принятие должностным лицом или любым другим лицом лично иличерез посредников, какого-либо неправомерного преимущества, с тем чтобы это должностное лицо или другое лицо злоупотребило своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения какого-либо неправомерного преимущества;
  • злоупотребление служебным положением - совершение какого-либодействия или бездействия должностным лицом при выполнении своих функций с целью получения какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или иного физического или юридического лица;
  • незаконное обогащение - значительное увеличение активов должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать;
  • воспрепятствование осуществлению правосудия - применение физической силы, угроз, запугивания; обещание, предложение, предоставление неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний, вмешательства в процесс дачи показаний или представления доказательств, а также с целью вмешательства в выполнение должностных обязанностей должностным лицом судебных или правоохранительных органов в ходе производства в связи с совершением преступлений;
  • отмывание коррупционных доходов - перевод, утаивание или приобретение имущества в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении коррупционного правонарушения;
  • сокрытие коррупционных доходов - умышленное непрерывное удержание имущества, полученного в результате коррупционного правонарушения.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОНННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Важной антикоррупционной правовой мерой является установление юридической ответственности. Причем необходимо проводить четкую грань, прежде всего по степени тяжести последствий между коррупционным дисциплинарным проступком, коррупционным административным правонарушением и коррупционным преступлением.

Существует пять видов ответственности:           уголовная,административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и материальная.

Субъекты коррупционных правонарушений могут быть привлечены к уголовной, административной или гражданской ответственности, а должностные лица - также и к дисциплинарной ответственности.

Правонарушение представляет собой деяние (действие или бездействие) нарушающее нормы права. Правонарушения можно подразделить на ряд видов: преступления (уголовные правонарушения), административные правонарушения, гражданско-правовые и дисциплинарные проступки.

Преступлением, согласно части 1 статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), признается виновное совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Гражданско-правовой проступок представляет собой причинение материального или морального ущерба посредством нарушения определенного правового установления или запрета, в результате чего возникает новое обязательственное правоотношение.

К коррупционным преступлениям относятся:

  • злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ),
  • дача взятки (статья 291 УК РФ)
  • получение взятки (статья 290 УК РФ)
  • злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ)
  • коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ)

Административная ответственность - одна из форм юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершение ими административного правонарушения, или административного проступка.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Особенностью административной ответственности является так же то, что административное наказание может налагаться на нарушителя не только судом, но и должностными лицами различных органов.

КоАП РФ содержит норму, направленную на противодействие коррупции - статья 19.29. "Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)".

Дисциплинарной ответственностью является применение мер, предусмотренных трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, а так же специальным законодательством. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Это право предоставлено Конституцией Российской Федерации. Именно в возмещении вреда, причиненного действиями или бездействием должностных лиц и работников государственных органов и органов местного самоуправления, выражается гражданско-правовая ответственность. Государственные органы, органы местного самоуправления несут ответственность не только за действия, нарушающие законы или иные нормативные-правовые акты, но и за бездействие - невыполнение органами и их должностными лицами их обязанностей, воздержание от тех действий, которые в соответствии с законодательством вменены в обязанность указанным органам и лицам.

ЧТО ТАКОЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ?

УК РФ предусматривает несколько видов преступлений, связанных со злоупотреблением полномочиями (статья 201), злоупотреблением полномочиями частными нотариусами и аудиторами (статья 202) и злоупотреблением должностными полномочиями (статья 285). О превышении должностных полномочий говорится в статье 286.

Злоупотребление должностными полномочиями - коррупционное преступление, ответственность за которое предусмотрена статьей 285 УК РФ.

Суть указанного преступления заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства.

Злоупотребление полномочиями - коррупционное преступление, ответственность за которое предусмотрена статьей 201 УК РФ. Суть указанного преступления заключается в использовании лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо в нанесении вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства.

ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?

Согласно определению, сформулированному в словаре С.И. Ожегова, взятка - это деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. В настоящее время, сюда следует добавить и выгоды имущественного характера в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Взятки можно условно разделить на явные и завуалированные.

Взятка явная - взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.

Взятка завуалированная - ситуация, при которой и взяткодатель и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться. Например, за общее покровительство по службе.

УК РФ предусматривает два вида преступлений, связанных с взяткой: получение взятки (статья 290) и дача взятки (статья 291). По сути, это две стороны одного преступления: ведь взятка означает, что есть тот, кто ее получает (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЗЯТКОЙ?

Взяткой могут быть: Предметы - деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, квартиры, дачи и загородные дома, продукты питания, бытовая техника и приборы, другие товары, земельные участки и другая недвижимость. Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки - передача денег якобы в долг, банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего кредита, оплата товаров по заниженной цене и покупка товаров у определенного продавца по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику или указанным им лицам (родственникам, друзьям), получение выгодного или льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи или книги, преднамеренный проигрыш в карты, бильярд и т.п., «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, фиктивная страховка, увеличение процентных ставок по банковскому вкладу или уменьшение процентных ставок по кредиту, оформленному взяткополучателем и т.д.

Взятка впрок - систематическое получение взятки должностным лицом в форме периодических отчислений от прибыли (дохода) предпринимателя - взяткодателя, если взяткополучатель совершает каждый раз новое деяние в его пользу, либо оказывает общее покровительство и попустительство

ЧТО ТАКОЕ ПОДКУП?

Подкуп - взятка лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях — директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т. д.

Коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) - незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершаемые действия (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Особым видом подкупа является подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных и зрелищных коммерческих конкурсов (статья 184 УК РФ), который связан со случаями дачи и получения незаконного вознаграждения спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями команд, а также другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, в том числе членами жюри.

НАКАЗАНИЕ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ

  1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе наказывается вплоть до лишения свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки.
  1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере наказывается вплоть до лишения свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается вплоть до лишения свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
  3. Деяния, предусмотренныечастями первой-третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, наказываются вплоть до лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.

Значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.

НАКАЗАНИЕ ЗА ДАЧУ ВЗЯТКИ

  1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) наказывается вплоть до лишения свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки.
  2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично иличерез посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере наказывается вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки.
  3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) наказывается вплоть до лишения свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
  4. Деяния, предусмотренныечастями первой-третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, наказываются вплоть до лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.

       5. Деяния, предусмотренныечастями первой-четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, наказываются вплоть до лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Антикоррупционные стандарты

Антикоррупционные стандарты на государственной (муниципальной) службе представляют собой единую систему запретов, ограничений и дозволений для государственных (муниципальных) служащих, а также граждан, поступающих на государственную (муниципальную) службу, обеспечивающих предупреждение коррупции. Установление антикоррупционных стандартов на государственной (муниципальной) службе обусловлено ее спецификой и особым правовым статусом государственных (муниципальных) служащих. Специфика государственной (муниципальной) службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных (муниципальных) органов предопределяет и правовой статус государственных (муниципальных) служащих, исходя из особенностей которого, законодатель вправе определять с помощью специального правового регулирования права и обязанности государственных (муниципальных) служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной (муниципальной) службой (постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 № 14-П). Целью установления антикоррупционных стандартов является обеспечение высокого уровня осуществления государственных (муниципальных) полномочий, исключающего возможность злоупотребления государственным (муниципальным) служащим своим положением. Антикоррупционные стандарты предусматривают действия, направленные на предотвращение коррупционных проявлений, и (или) строгое соблюдение установленных предписаний в виде отказа от совершения каких-либо действий.

Правовую основу антикоррупционных стандартов составляют: Ø Конституция Российской Федерации; ØФедеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о государственной службе); Ø Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон о противодействии коррупции); ØФедеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Федеральный закон о контроле за расходами); ØФедеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции на государственной службе является установление антикоррупционных стандартов (ст. 7 Федерального закона от ми».

Обязанности государственных и муниципальных служащих в сфере противодействия коррупции

Соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение (ст.15 Федерального закона о государственной службе); Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (ст.15 Федерального закона о государственной службе); Соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций (ст.15 Федерального закона о государственной службе); Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (ст.15 Федерального закона о государственной службе); Представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи (ст.15 Федерального закона о государственной службе); Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства (ст.15 Федерального закона о государственной службе); Соблюдать ограничения, выполнять обязательства, запреты и требования к служебному поведению, которые установлены Федеральным законом о государственной службе и другими федеральными законами (ст.15 Федерального закона о государственной службе); Сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (ст. 15, 19 Федерального закона о государственной службе, ст. 10-11 Федерального закона о противодействии коррупции). Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, 6 замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) Личная заинтересованность – возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми указанное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями Функции, сферы деятельности, на которые прежде всего необходимо обращать внимание с точки зрения оценки возможности возникновения конфликта интересов: Ø осуществление закупок для государственных нужд; Ø осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций Ø осуществление государственного надзора и контроля; Øподготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.); Ø организация продажи государственного имущества; Ø предоставление права на заключение договоров аренды земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности; Ø лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные аналогичные действия;Ø проведение государственной экспертизы и выдачу заключений; Ø возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования; Ø представление в судебных органах прав и законных интересов (исполнительного органа); Ø ведение баз данных имущества; Ø предоставление государственных услуг гражданам и организациям; Ø хранение и распределение материально-технических ресурсов.